Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на обучающихся и признающую, что все студенты — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Для обеспечения инклюзивного образования мы должны разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, тогда выиграют все студенты (не только с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
– Каждый человек способен чувствовать и думать;
– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
– Все люди нуждаются друг в друге;
– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Конечной целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Амурский медицинский колледж осуществляет интегрированное обучение молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) c 2007 года. В настоящее время работа по обучению студентов с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности колледжа.
Для студентов с ОВЗ в АМК разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей, консультации педагогов-психологов для родителей, студентов с ОВЗ и преподавателей по вопросам организации учебного процесса.
М.А. Сидоренко - зам. директора по НМР
Обучение слабослышащих студентов
«Амурский медицинский колледж» – одно из образовательных учреждений Амурской области, ведущих обучение медицинским специальностям инвалидов по слуху. Первый прием неслышащих студентов в Амурский медицинский колледж состоялся в 2007 году. Прием на обучение данной категории граждан ведется по двум специальностям: “Лабораторная диагностика” и “Стоматология ортопедическая”.
За 13 лет было подготовлено более 80 специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху. В настоящий момент в колледже обучаются 20 студентов-инвалидов по слуху в возрасте от 17 до 25 лет из нескольких областей России.
В соответствии с комплексной Программой реабилитации студентов педагогическим коллективом проводится значительная коррекционно-образовательная работа, направленная на сохранение здоровья, функциональную адаптацию, личностно-ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социальную реабилитацию студентов-инвалидов.
В колледже работает 1 сурдопереводчик и 1 преподаватель с образованием педагога-дефектолога, которые и являются классными руководителями групп. Они осуществляют индивидуальную работу с каждым студентом, ориентированную на интеллектуальное, профессиональное развитие студентов-инвалидов по слуху.
Адаптация первокурсников с нарушением слуха предполагает не только их адаптацию к учебному процессу, но и интеграцию со слышащими студентами. Чтобы интеграция прошла успешно, в нашем колледже создаются условия, и проводится целенаправленная работа по формированию личностных контактов. Большим потенциалом с точки зрения интеграции обладает именно внеурочная деятельность колледжа – это взаимодействие неслышащих и слышащих студентов при подготовке и проведении различных конкурсов, концертов, экскурсионные программы, занятия в студенческих научных обществах.
Обучить человека с нарушением слуха профессии – значит помочь ему осознать себя как личность, найти свое место в жизни.
В связи с этим педагоги нашего колледжа решают задачи, направленные на:
– построение в студенческой группе отношений, создающих условия для создания образовательной и развивающей среды;
– всестороннее развитие и становление личности, которое должно частично или полностью компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалида и обеспечить ему конкурентоспособность на рынке труда.
– усвоение студентами профессиональных знаний и умений, способов деятельности. На учебных занятиях наряду с преподавателем работает квалифицированный сурдопереводчик, который сопровождает объяснение учебного материала жестами и помогает его усвоить студентам.
Активно используются информационные компьютерные технологии: интерактивные задачи, обучающе-контролирующие компьютерные программы и т. д.
Наши выпускники работают по специальности на Камчатке, в Хабаровске, в Благовещенске, во Владивостоке, в Биробиджане, в Новосибирске, Нерюнгри .
И.В. Сафроненко - педагог-дефектолог